Орловский отдел государственного земельного надзора

Начальник отдела: Бавур Ольга Григорьевна

Тел.: г.Орел 8(4862) 76-43-18

Функции отдела:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 утверждено «Положение о государственном земельном надзоре», которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора, а именно надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; (пп. «г(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2016 N 1369)

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Работа отдела

               
Информация о проверках деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также направленных им предписаниях (Открыть)

Результаты административных обследований объектов земельных отношений специалистами Орловского отдела государственного земельного надзора.

Скачать (*.pdf) За 2015 год
     
Открыть (*.pdf) За 2016 год
     
Открыть (*.pdf) План проведения плановых проверок физических лиц на 2017 год
     
Открыть (*.pdf) План проведения плановых проверок физических лиц на 2017 год
     

Обобщение практики государственного земельного надзора за 2016 год.

Открыть (*.pdf) Обзор основных нарушений, выявляемых в рамках контрольно-надзорных мероприятий
     
Открыть (*.pdf) Результаты проведения плановых рейдовых осмотров в декабре 2016 года
     
Открыть (*.pdf) Итоги работы Орловского отдела государственного земельного надзора за 1кв 2017 год
     
Открыть (*.pdf) Итоги работы Орловского отдела государственного земельного надзора за 2016 год
     
Открыть (*.pdf) Итоги работы Орловского отдела государственного земельного надзора за 2015 год
     
Открыть (*.pdf) Итоги работы Орловского отдела государственного земельного надзора за 2014 год
     
Открыть (*.pdf) Итоги работы орловского отдела государственного земельного контроля за 2013 год
     
Открыть (*.pdf) Информация по обследованию земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления захламления, свалок, скоплений отходов производства и потребления
     
Открыть (*.pdf) План-схема размещения неиспользуемой пашни в районах Орловской области
     
Открыть (*.pdf) Отраслевые статьи КоАП РФ в сфере земельного надзора
     
Открыть (*.pdf) Процессуальные статьи КоАП РФ в сфере земельного надзора
     

Фотоматериалы

Свалка бытовых отходов

Самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы

Невыполнение мероприятий по защите земель

Непроведение мероприятий по охране почв ИП Клименко А.В. в районе с.Становой Колодезь Орловского района

Несанкционированная свалка в Болховском районе

Проверка с прокуратурой ЗАО Орел Нобель АГРо Новосильский район

Самовольное снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы районе Карповского карьера

Самовольное снятие и перемещение в районе с. Клейменово Орловского района

Невыполнение мероприятий по охране почв на территория Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области

Невыполнение мероприятий по охране почв от зарастания на территории Конышевского района Курской области

Самовольное снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы на границе населенного пункта с. Ноздрачево Курского района Курской области

Скачать (*.pdf) Обязательные требования установленные действующим законодательством
     
Скачать (*.pdf) Обзор изменений в действующее законодательство в области государственного земельного надзора
     

Ответы на часто задаваемые вопросы:

Вопрос: Фермерское хозяйство осуществляло обработку посевов ячменя гербицидами, в результате чрезмерного распыления часть химического препарата попало на наши земельные участки. Считаем, что подобные действия наносят вред не только будущему урожаю, но и в целом окружающей среде. Входит ли в компетенцию Россельхознадзора рассмотрение данного вопроса, если нет, подскажите, куда следует обратиться?

Ответ: В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, внесенные в 2011 году изменения в федеральное законодательство лишили Россельхознадзор право надзора за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов, контроля за соблюдением их применения.

Полномочия по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Орловской области).

Вопрос: Имеет ли право инспектор Россельхознадзора без разрешения и участия владельца земельного участка проводить его осмотр?

Ответ: Имеет, такая норма установлена ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так инспекторы государственного земельного надзора имеют право без взаимодействия хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя) проводить следующие контрольные мероприятия:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) объектов земельных отношений;
  • административные обследования объектов земельных отношений.

В случае выявления по итогам проведения таких контрольных мероприятий нарушений требований земельного законодательства, входящего в компетенцию Россельхознадзора, специалистами Управления принимается решение об организации внеплановой проверки.

Более того вышеуказанным Федеральным законом предусмотрено право инспектора Россельхознадзора проводить плановую или внеплановую проверку в отношении владельца земельного участка без его участия в случаях его надлежащего уведомления.

Вопрос: Заказчиком в рамках контракта по строительству участка автомобильной дороги, проходящей по земельному участку сельскохозяйственного назначения, получено разрешение на строительство. Работы производились подрядчиком со снятием плодородного слоя почвы. Когда работы были закончены, жители соседнего села обратились в Управление Россельхознадзора с жалобой о том, что работы подрядчиком осуществлялись без разрешения на проведение земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Существует ли данное разрешение в действующем законодательстве и необходимо ли его получать для данной категории земельного участка?

Ответ: В целях обеспечения рационального использования плодородного слоя почвы Постановлением Правительства Орловской области от 24 февраля 2012 года № 62 утвержден порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Разрешение на проведение таких работ выдается Департаментом сельского хозяйства Орловской области. В связи с этим подрядчик вправе приступить к осуществлению работ по строительству автомобильной дороги, проходящей по земельному участку сельскохозяйственного назначения только после получения соответствующего разрешения.

Вопрос: На каких основаниях может быть изъят земельный участок сельскохозяйственного назначения у его собственника?

Ответ: Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если:

  • земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде.
  • земельный участок в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках госземнадзора факта его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

При установлении указанных нарушений, собственнику земельного участка дается время на их устранение, установленное предписанием. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, может осуществляться только при условии неустранения указанных нарушений в установленный срок.

В случае неустранения правонарушений, материалы, подтверждающие неустранение правонарушений направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Администрацию Орловской области), который в течение 2-х месяцев со дня поступления материалов, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.

* Не может быть изъят земельный участок, который является предметом ипотеки и участок, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.

Вопрос: Необходимо ли иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту рекультивации нарушенного земельного участка?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 Приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Однако в качестве объектов государственной экологической экспертизы проекты рекультивации нарушенных земель в Федеральном законе от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не указаны (статьи 11-12).

Учитывая, что Федеральное законодательство имеет большую юридическую силу, чем подзаконные нормативные акты, в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться нормами Федерального закона, в связи с чем проведение государственной экологической экспертизы проектов рекультивации нарушенных земельных участков по общему правилу не требуется.