О рекультивации земель

05 октября 2017

2017 год является в Российской Федерации Годом экологии

C каждым годом обстановка в области экологии становится все более удручающей. Загрязняются водоемы, опресняются моря, уменьшается количество зеленых насаждений, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере, ухудшается состояние почв. В процессе добычи полезных ископаемых, проведения строительных работ постоянно нарушается почвенный покров земли; мусором захламляются огромные территории, почва отравляется пестицидами и гербицидами. В результате страдает плодородие земли.

Земли, испорченные в результате промышленной деятельности человека, должны своевременно и с надлежащим качеством восстанавливаться. Проведение восстановительных работ способствует более быстрой интеграции нарушенных земель в природную среду.

Обязательное выполнение рекультивации земельных участков по окончании работ, связанных с нарушением плодородного слоя почвы, установлено требованием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №525/67.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков, влекущее за собой нарушение плодородного слоя почвы, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Необходимость наличия утвержденного проекта рекультивации нарушенных земель установлена пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса РФ.

Отсутствие заблаговременно разработанного проекта является одним из самых распространенных правонарушений, допускаемых лицами, использующими земли сельхозназначения в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством. Проект рекультивации нарушенных земель регламентируется следующими законами и нормативно-правовыми актами:

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ).

2. Земельный кодекс Российской Федерации.

3. Основные положения «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

4. ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб».

5. ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ».

6. ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения».

7. ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».

8. ГОСТ 17.5.3.06-85 «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ».

9. ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель».

10. ГОСТ 17.5.4.01-84 «Охрана природы. Рекультивация земель. Метод определения рН водной вытяжки вскрышных и вмещающих пород».

Рекультивация земель подразумевает два этапа: технический и биологический. Техническая рекультивация почвы проводится в составе общего комплекса работ и осуществляется силами строительно-монтажной организации до сдачи объекта в эксплуатацию. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.

Рекультивация земель должна обеспечить возможность после окончания всех работ снова использовать площади, на которых они производились, для нужд сельского хозяйства.

Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям напоминает, что согласно части 1 статьи 8.7 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 20 до 50 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 400 до 700 тысяч рублей.